Отчет Skyquestt Global Forklift Trucks Market гласит, что мировой рынок вилочных погрузчиков в 2021 году оценивался в 52,8 млрд. долларов США. Прогнозы экспертов касаемо индустрии весьма оптимистичны — к 2028 году ожидается достижение уровня 114,5 млрд. долларов, т. е. более, чем в два раза (при условии совокупного годового темпа роста не менее 11,7%).
Специалисты отмечают, что стабильный рост индустрии обусловлен рядом факторов. Например, постоянной оценкой эффективности, переходу к автоматизации логистических операций, интересом к складской технике со стороны строительства, представителей электронной торговли и других секторов.
Эксперты Skyquestt утверждают, что наибольшую долю на рынке складских машин занимают страны Северной Америки. Однако ожидается (и уже происходит), что Азиатско-Тихоокеанский регион также будет существенно расширяться. Увеличение спроса и предложения в странах, относящихся к нему, должно сохраниться как минимум до 2030 года.
Бесспорным лидером индустрии в Азии является Китай. Все четче проявляется его лидерство в производстве вилочных погрузчиков и другой складской техники. Hangcha, Heli, JAC давно фигурируют в списках ведущих мировых игроков данного сектора. Десяток менее известных компаний демонстрирует потенциал присоединиться к ним.
Учитывая эти факты, есть смысл внимательнее взглянуть на текущее состояние китайского рынка вилочных погрузчиков. Куда он направляется? Каковы сильные стороны производства? Какое место Китай и отдельные поставщики занимают в глобальной схеме? С какими конкретными проблемами сталкивается самая густонаселенная страна?
Корреспонденты издания Forklift Action News связались с представителями некоторых китайских компаний. Все они подтвердили важность экспорта продукции для своих организаций и отметили, что торговля на внешних рынках составляет основную долю продаж.
Ряд компаний ожидаемо испытывает стремительный рост. Например, Hangcha, продукция которой реализуется уже в 180 странах мира (по заявлению заместителя гендиректора компании Джорджа Чжана). Он утверждает, что в третьем квартале 2020 года экспортные продажи выросли больше, чем на 40%. При этом операционная прибыль подросла на 70%. Чжан ожидал, что экспортные продажи «Ханча» в 2021 году вырастут еще примерно на 20%, а в 2022 году — более, чем на 30%.
«Никто в отрасли за последнюю декаду не демонстрирует столь впечатляющих результатов на внешнем рынке, как Hangcha. Это подтверждает тот факт, что все больше пользователей в Европе, Америке, России ценят и предпочитают продукцию нашего бренда», — заявляет Джордж Чжан.
Не меньшее значение экспортные показатели имеют для UN Forklift — перспективного китайского производителя складской техники. Он поставляет на рынок экологически безопасные погрузчики, расходующие минимум энергии. Председатель правления UN Forklift Ву Цзиньсянь говорит, что на экспорт приходится свыше 90% продаж компании.
Важность поставок на внешний рынок подчеркивает и руководство компании Xilin. Заместитель гендиректора Мишель Ши отмечает, что разница между внутренними и экспортными продажами огромна. «Это обусловлено жесткой конкуренцией между китайскими производителями; экспорт же стабильно растет уже много лет», — отмечает она. «За последние три года наша компания только набирает обороты, несмотря на пандемию. За это особой благодарности заслуживает правительство — оно создало комфортную деловую среду и стремится вернуть Китай на ведущие роли в мировой экономике», — продолжает Ши. По ее мнению, фраза «Сделано в Китае» сегодня несет совсем иной смысл, нежели 20-30 лет назад. «Китай стал неотъемлемой частью мировой экономики, добившись впечатляющих результатов в производстве вилочных погрузчиков и другой складской техники», — завершает свою мысль заместитель гендиректора Xilin.
Увы, даже у набирающей обороты экономики не все проходит гладко. Китайских поставщиков, метящих на самые высокие позиции в мировых рейтингах, они тоже не обходят стороной. Некоторые проблемы связаны с негативными ожиданиями — например, рецессией и высокой вероятностью появления новых торгово-экономических барьеров. Другие связаны непосредственно с экспортом. Касаться они могут, к примеру, постпродажного обслуживания. Чтобы преуспеть на внешнем рынке, китайскому производителю нужно обеспечить высокий уровень сервиса, который конкурировал бы с местным. Качество услуг, очевидно, тоже должно быть выше (или как минимум не уступать).
Интересен подход некоторых брендов к позиционированию себя на мировой арене. Так, EP Equipment рассматривает себя строго как международную компанию. Джон Хе, гендиректор EP, отмечает заслуги сотрудников из других стран, трудящихся на общее благо компании из Китая. «Мы горды нашим наследием, ведь большинство инновационных продуктов создали именно китайские инженеры и разработчики. Однако мы не можем игнорировать заслуги нашей международной команды. Диверсификация навыков в EP Equipment — то, что отличает нас от конкурентов», — заявляет Хе.
Компания не только обеспечила постоянное внедрение новых технологий (вроде энергоемких литий-ионных батарей или искусственного интеллекта), но и гарантировала отменный сервис в каждой стране, в которой представлена. Джон Хе говорит, что в этом вопросе EP полагается на знания сотрудников и специфику места. «Приходя на новый рынок, местное руководство и команда берут на себя все организационные задачи и ответственность за прогресс подразделения. EP должна удовлетворять потребности конкретного рынка», — заявляет он.
Делая так, а не иначе, EP Equipment становится ближе к потребителю и дает ему возможность участвовать в развитии бренда. «EP работает ради общества. Вместе с нашими клиентами мы движемся, преодолеваем препятствия, поддерживаем друг друга. Благодаря бизнес-сообществу, объединяющему китайским и международных предпринимателей и интрапренеров, мы не сворачиваем с пути роста», — подытожил Джон Хе.
SOCMA, еще один стремительно растущий производитель, специализирующийся на крупногабаритных вилочных погрузчиках, телескопическом подъемном оборудовании и строительной электротехнике, применил аналогичный подход к проблеме послепродажного обслуживания и поставки запасных частей. «Чтобы соответствовать динамично изменяющимся запросам рынка, SOCMA разработала план создания глобального маркетингового центра и системы послепродажного обслуживания», — говорит Билл Кай, директор SOCMA Overseas. Это, по мнению руководства, гарантирует получение компанией выгоды, исходя из своих главных достоинств. Речь идет о постоянных технологических инновациях и снижении расходов.
Это означает, что погрузочно-разгрузочные операции по всему миру могут воспользоваться преимуществами новаторского внедрения компанией SOCMA высоковольтных электрических систем в тяжелые погрузчики (от 12 до 30 тонн), модернизации гидравлических систем и систем управления своих телескопических вилочных погрузчиков.
«SOCMA всегда поставляет на рынок подходящие продукты в кратчайшие сроки, что основано на полной цепочке поставок в Китае. Мы также предоставляем индивидуальные продукты, основанные на комплексной технической поддержке и быстром реагировании», — говорит Кай.
Решение возникающих проблем — лишь одна сторона успеха китайской индустрии складской техники. Обязательным условием достижения целей становится качество продукции и его соответствие требованиям рынка. В этом плане дела у китайских брендов обстоят замечательно.
Образцовый пример — продукция Heli. Компания уже стала неотъемлемой частью списков ведущих мировых игроков отрасли. Как объясняет Ли Минджун, заместитель генерального директора Heli, с появлением более строгой политики защиты окружающей среды всемирный спрос на электрические вилочные погрузчики увеличился и будет продолжать расти. Компания разработала серию новых энергетических продуктов, предсказуемо отреагировав на реалии рынка.
«Вся серия электрических продуктов Heli оборудуется литий-ионными батареями, энергетическая эффективность которых выше примерно на 30%, чем у свинцово-кислотных. При работе они не создают кислотного тумана, капельной коррозии, не образуют газообразный водород во время зарядки. Устройства более безопасны и безвредны для окружающей среды. Также у продуктов улучшены технические характеристиками», — объясняет Минджун.
Аналогично реакция Heli последовала, когда в сфере внутренней логистики наметился переход к беспилотным технологиям. «Благодаря более широкому применению автоматизированных технологий и интеллектуальных тенденций в отрасли вилочных погрузчиков Heli укрепила свои научно-исследовательские и производственные мощности в области интеллектуальных вилочных погрузчиков, а также улучшила качество и производительность интеллектуальных вилочных погрузчиков», — говорит он. Уникальные предложения Heli подразумевают системную интеграцию, четкую специализацию моделей, реализацию инновационных проектов и улучшение технологий обслуживания.
«План интеллектуальной логистики Heli на будущее состоит в том, чтобы всесторонне охватить внутреннюю и внешнюю операционную среду, хранение производственных линий и межрегиональные операционные сценарии, разработать продукты и системы для нужд пользователей и предоставить универсальные логистические решения для пользователей», — добавляет Ли Минджун.
Ключевым моментом является реагирование на рыночный спрос. Как говорит Ву Цзиньсянь из UN Forklift, экспорт его компании скорее всего будет дальше расти в результате ее усилий по удовлетворению потребностей зарубежных рынков.
«UN Forklift всегда будет активно разрабатывать более интеллектуальные, энергосберегающие, экономичные продукты для удовлетворения потребностей различных зарубежных рынков», — говорит он, указывая на серии N, NL, V, которые соответствуют различным рыночным позициям.