Остаточная грузоподъемность погрузчика: что это и как ее рассчитать

Вилочному погрузчику часто приходится работать с нестандартными грузами — у которых, например, смещен центр тяжести или габаритные размеры отличаются от параметров классических европоддонов. Такая складская техника является средством (источником) повышенной опасности, поэтому необходим квалифицированный подход к оценке ее остаточной грузоподъемности. Далее в статье эта величина будет обозначена как ГПост. Оставим за скобками потерю грузоподъемности при работе на максимальных высотах (более 3,5 м) и рассмотрим, как влияет смещение центра тяжести груза на ГПост

Номинальная и остаточная грузоподъемность

Номинальная грузоподъемность (ГПном) связана со стандартным центром тяжести груза (ЦТгруз). У большинства вилочных погрузчиков, поднимающих менее 5000 кг, стандартный центр тяжести составляет 500 мм. У техники с грузоподъемностью от 5 до 16 тонн он равен 600 мм. У наиболее мощных моделей, рассчитанных на загрузку свыше 16 тонн, ЦТгруз может составлять 900 или даже 1200 мм. Связано это с тем, что крупным погрузчикам приходится работать с контейнерами на 20 и 40 футов, ширина которых составляет 2400 мм.

Величину ГПном указывают в технической документации (спецификации) на любую складскую технику, но только применительно к грузу стандартного размера. Обычно таковым считается европоддон 1200х800 мм. Связано это с тем, что автопогрузчик рассчитан под определённый опрокидывающий момент (ОМ), возникающий при поднятии груза. Момент этот зависит от двух факторов — веса груза и плеча приложения силы (расстояния от оси передних колес до ЦТ груза). Противовес погрузчика компенсирует момент опрокидывания, обеспечивая продольную устойчивость агрегата.

Каждый вилочный погрузчик должен иметь запас опрокидывающего момента не менее 30%. Это обязательное требование, поскольку внезапные нагрузки вроде резкого торможения возникают постоянно. Если же размеры груза больше стандартных или центр тяжести смещён сильно вперёд, для сохранения необходимого запаса продольной устойчивости, допустимую грузоподъёмность погрузчика необходимо пересчитывать.

Расчет ГПост

Для вычисления ГПост вилочного погрузчика зададим еще одну переменную (Х), которая будет равна расстоянию от оси ведущего моста до спинки вил и расстояния от спинки вил до центра тяжести груза.

Формула для расчета остаточной грузоподъемности имеет вид:

Гпост = ГПном х (Х + ЦТном) / (Х + ЦТгруз)

Для примера возьмем произвольный погрузчик и предположим, что он поднимает груз размером 2х2 м на высоту 3,23 м. При этом номинальный центр тяжести техники равен 500 мм, номинальная грузоподъемность — 3000 кг, а константа момента груза (Х) — 485 мм. Центр тяжести груза (ЦТгруз) вычислить легко — он составит 1000 мм.

Теперь все данные известны; подставляем их в формулу:

ГП ост = 3000 х (485 + 500) / (485+1000) = 3000 х 0,6633 = 1989,9 кг.
расчет остаточной грузоподъемности

Вывод: взятый для примера вилочный погрузчик без проблем поднимет груз весом менее 1990 кг, если размеры последнего составляют 2х2 м.

По этой же формуле легко вычислить другие значения ГПост, чтобы построить диаграмму грузоподъемности в зависимости от смещения центра тяжести груза от спинки вил.

До начала складских работ с негабаритным грузом и/или при поднятии на высоту более 3500 мм (независимо от типа установленной мачты) оператор обязан оценить остаточную грузоподъёмность погрузчика. Это позволит избежать возможных негативных последствий вроде опрокидывания и утраты груза, травмирования рабочего персонала, повреждений техники.

Если вам предстоит обработка нестандартных грузов, а диаграммы грузоподъемности не имеется, обратитесь в компанию «Еврокара-плюс-Москва». Наши специалисты рассчитают ГПост для любой модели вилочного погрузчика.

Подпишитесь:

Свяжитесь:


  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.