На долговечность промышленного оборудования влияют два фактора — исправность деталей, узлов, механизмов и качество рабочих жидкостей (в том числе моторного масла). Утверждение справедливо для грузоподъемной техники, к которой относится вилочный погрузчик. Чтобы разгрузка/погрузка проходили безопасно, а оборудование работало без сбоев, недостаточно покупки импортного агрегата — нужно еще поддерживать его в исправном состоянии.
Моторное масло при эксплуатации расходуется и утрачивает качественные характеристики. Для решения первой проблемы его доливают. Вторая проблема требует более внимательного рассмотрения. В материале ниже мы расскажем о причинах порчи масла, последствиях его несвоевременной замены, а также приведем некоторые рекомендации по предупреждению проблем.
Периодичность замены масла дизельного двигателя выражается в определенном интервале, который являет собой:
Но предписаний производителя не всегда достаточно. Причина — в сложности оценки влияния факторов, ускоряющих утрату свойств. Однако упустить из виду момент, когда рабочая жидкость станет непригодной, нельзя — это чревато.
Рассмотрим первый пример: в систему попадает охлаждающая жидкость. В результате масло смешивается с этиленгликолем. Это вызывает появление осадка, возрастание вязкости масла. Итог — засорение магистрали и фильтров, ухудшение износостойкости масла (несмотря на наличие присадок).
Второй пример: попадание дизельного топлива в моторное масло. Последствия — снижение вязкости, ускорение износа контактирующих деталей. Сажа и копоть в масле вызывают обратный эффект — вязкость увеличивается, детали изнашиваются медленнее, но падает износостойкость рабочей жидкости.
Поломки двигателя возможны, даже когда масло меняется своевременно. Здесь возможны неисправности в самом агрегате — износ деталей, понижающий ресурс мотора. При подобном раскладе вероятность выхода погрузчика из строя увеличивается.
Более точные данные о показателях предельного состояния получают путем взятия пробы и анализа рабочей жидкости. Это так называемый экспресс-анализ. Для его проведения покупается набор с реактивами и приборами для сбора данных. Погрешность расчетов минимальна. По итогам анализа определяются показатели предельного состояния, дается заключение о сообразности использования рабочей жидкости или необходимости ее замены.
ДВС погрузчиков, функционирующий на сезонных маслах, требует их замены в межсезонье. Вместо летнего заливают зимнее, когда среднесуточная температура воздуха опускается ниже +5 градусов. Обратное утверждение тоже справедливо. Однако нет нужды менять «лето» на «зиму», если погрузчик оснащен предпусковым обогревателем.
Износ элементов двигателя, работающего на летней рабочей жидкости, протекает на 30-40% медленнее, чем у ДВС на зимней. Поэтому специалисты советуют заливать только летнее масло в ДВС вилочных погрузчиков, а сам агрегат в нерабочее время хранить в отапливаемом помещении.