Современный склад не будет эффективно работать, если на нем нет современных средств механизации. Задачи последних — повышение производительности труда, рациональное использование пространства, минимальное задействование физических усилий персонала, снижение рисков, связанных с безопасностью сотрудников и целостностью продукции.
Штабелер — один из самых популярных видов складского оборудования. В его задачи входит подъем, перемещение, складирование, штабелирование грузов, которые размещены на поддонах. Реже оборудование работает с габаритной или нестандартной продукцией. В данном материале — подробный экскурс по компактной и маневренной технике для склада.
Штабелерам посильны операции, с которыми не справляется более габаритная техника — вилочный погрузчик. К таковым относятся:
Штабелер с трудом перемещается по неровным асфальтовым дорогам и площадкам, но успешно применяется в погрузочно-разгрузочных работах в шлюзах логистических центров. Высота мачты позволяет обслуживать большой спектр грузовых машин — от малотоннажных фургонов до двадцатитонных еврофур.
Не каждый вилочный погрузчик умеет маневрировать на небольшом участке. Штабелер же демонстрирует высокую эффективность на закрытых складах, в производственных цехах, крупных торговых залах.
Подъемное оборудование адаптировано под современные многоярусные стеллажные системы. Техника размещает и снимает грузы на паллетах, поддонах или в таре, которую можно захватить вилами.
У штабелера есть внешние сходства с вилочным погрузчиком и даже гидравлической тележкой. Основные элементы техники — это:
Основание штабелера — опорная рама, рулевые колеса, консоль с роликами. Все элементы созданы из усиленного стального профиля; отсюда их способность выдерживать внушительные статические и динамические нагрузки. Колеса и ролики с металлическим ободом и контактным слоем из износостойкой резины/полиуретана необходимы для движения штабелера по рабочей зоне (площадке). Колеса вращаются вокруг своей оси на 360°; оснащены они надежным тормозом.
Рама с мачтой — самый ответственный элемент штабелера. Производят ее из стальных двутавров или швеллеров. От ржавчины рама защищена прочным полимерно-порошковым покрытием. На мачте зафиксированы направляющие, по которым двигается каретка с вилами. Задача последней — подъем и опускание груза. Механизм приводится в движение ручным, электромеханическим или электрогидравлическим приводом.
Есть много критериев, по которым техника делится на определенные группы. Основные из них — это:
Рассмотрим некоторые виды подробнее.
Самый известный вариант. Подходит для внутренних работ и эксплуатации на открытых площадках. Ручной штабелер рассчитан на вес груза до 2000 кг. Поднять его техника способна на 3000 мм.
Главные особенности моделей — простота конструкции, наличие гидравлической системы, задействование физической силы оператора при управлении грузом. Некоторые ручные штабелеры комплектуются сбрасывающим устройством, которое защищает грузы от повреждения при опускании.
По конструкции и характеристикам очень похожи на ручные модели. Отличаются типом привода — именно электронная система, приводящая в действие гидравлическую, отвечает за подъем/опускание вил. Управляя самоходным штабелером, оператор тратит меньше усилий и быстрее обрабатывает поддоны. Тем не менее, перемещать технику он вынужден вручную.
Данные модели оснащены электронной системой движения — водитель управляет техникой, идя за ней. Перемещается ведомый штабелер со скоростью не более 6 км/ч.
Функционально напоминают электрические погрузчики. Кабина сделала условия труда более комфортными, а эргономичное сиденье снизило нагрузки на спину, способствовало концентрации внимания, снизило вероятность случайных ошибок.
Схожи с сопровождаемыми моделями, только оборудованы особой откидной платформой для водителя. Скорость передвижения такой модели возросла до 10-15 км/ч. Это положительно сказалось на производительности погрузочно-разгрузочных операций.
Иногда функционала классического штабелера не хватает, чтобы обработать груз должным образом. Сегодня часто возводят склады с очень узкими проходами, за счет чего увеличивают полезную площадь под товарные стеллажи.
На таких объектах будут эффективны узкопроходные штабелеры. Их вилы поворачиваются влево/вправо на 900. То есть техника легко обрабатывает грузы с двух сторон прохода, не разворачиваясь.
Оборудование разработано для помещений с высокими стеллажами (6 м и более). Ричтраки оснащены многосекционной телескопической мачтой и особыми выдвижными вилами. Они элементарно справляются с грузами, которые расположены в глубине стеллажей.
Следует руководствоваться задачами, которые предстоит решать с помощью складской техники. Также учитывают специфику объекта, на котором будет работать штабелер. Значение имеют размеры помещения, вес и габариты перемещаемого груза, климатические условия (температура, влажность), качество пола, тип склада, вид используемых стеллажных систем. Не менее важны вопросы сервиса — как и любая техника, штабелер требует своевременного и качественного обслуживания.
Основные технические характеристики техники, которые учитывают при выборе модели, и рекомендации по их учету:
Важное значение имеет маневренность приобретаемой техники. Ее оценивают по минимальному радиусу разворота. Чем он меньше, тем более узкий межстеллажный коридор без помех пройдет штабелер.
Величина налога и необходимость его оплаты зависит от характеристик техники. Постановление Правительства РФ №938 от 12.08.1994 (с правками 12.11.2012), которое посвящено вопросам государственной регистрации ТС, обязывает регистрировать самоходную технику, если мощность ее двигателя превышает 4 кВт. Большинство электроштабелеров оснащено моторами мощностью в пределах 3 кВт. Регистрировать их не нужно; платить за них налог — тоже. За владение более сильной машиной (мощность мотора более 4 кВт) придется заплатить транспортный налог, предварительно зарегистрировав данную технику.
Электроштабелер — техника, которая обычно эксплуатируется на закрытых площадках. Это средство повышенной опасности, требующее соблюдения правил охраны труда. В соответствии с ними управление самоходной техникой разрешено только лицам, прошедшим обучение и получившим соответствующие права.
Для получения доступа к работе со спецтехникой необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории В, которое выдается Ростехнадзором. Для наиболее грузоподъемных моделей могут потребоваться права категории С и водительский стаж более двух лет.
Большинство современных моделей оснащено кислотными или гелевыми батареями. Первые относятся к обслуживаемым аккумуляторам и считаются морально устаревшими. Они требуют регулярного контроля уровня электролита и периодического доливания дистиллированной воды. Заряжают такие АКБ в проветриваемых помещениях, поскольку в процессе пополнения емкости активно выделяется взрывоопасный водород.
Гелевые батареи не нуждаются в обслуживании и обычно не требуют специальной зарядной комнаты. Стоят они чуть дороже, чем кислотные.
Аккумуляторы различают не только по типу, но и по характеру использования. Они бывают стартерными и тяговыми. Первые имеют напряжение 12 В и применяются на несамоходной технике с электроподъемом или на маломощных самоходных штабелерах. Тяговые батареи выдают напряжение 24 В и более. Их устанавливают на электроштабелеры, рассчитанные на более интенсивные нагрузки.
Штабелер изначально создавался для использования внутри помещений с гладким напольным покрытием. Оптимальным считается полированный бетонный пол с упрочненным слоем. Увы, в реалиях российских складских комплексов такое встречается редко. Во многих случаях покрытия имеют различные дефекты и отклонения от плоскости.
Наиболее опасными проблемами считаются выбоины, ямы, ступенчатые перепады высот. Они грозят повышенными ударными нагрузками на ходовую часть штабелера, а также опрокидыванием техники. Для подобных условий некоторые производители предлагают специальные модели с улучшенной проходимостью. Они обладают функцией подъема опорных вил для увеличения клиренса, колесами с мощным протектором, усиленной ходовой. Такие машины разрешено эксплуатировать не только в помещениях, но и на открытых площадках.
Технически грузоподъемность машин остается на прежнем уровне. Но с увеличением высоты подъема груза происходит смещение центра тяжести. Это повышает риск опрокидывания штабелера. Поэтому в целях безопасности максимально допустимый вес поднимаемого груза уменьшается пропорционально высоте подъема.
Это общепринятое обозначение грузовых мачт штабелеров. Дуплекс представляет собой двухсекционную конструкцию, а триплекс – трехсекционную.
Ast — это минимальное межстеллажное пространство, требуемое для разворота техники со стандартным поддоном (800х1200 или 1000х1200 мм).